Если бы вам предложили охарактеризовать своего ребенка одним прилагательным, какое слово первым пришло бы вам на ум? Может быть, «упрямый»? Или «ленивый»? «Замкнутый»? «Послушный»?
Теперь постарайтесь вспомнить, когда вы начали думать о своем ребенке именно так. Что послужило отправной точкой для формирования вашего мнения? Возможно, упрямство впервые проявилось, когда восьмимесячный малыш отказался есть пюре из брокколи? А «ленивого» стали считать таковым, после того как он в полтора года не смог убрать за собой игрушки?
Нередко «послушные» дети могут оказаться излишне тревожными, а «замкнутые» — быть недоверчивыми к незнакомым людям в силу возраста.
Как часто мнение о ребенке складывается из случайных и не связанных между собой событий, которые мы интерпретируем как некую целостную картину (каковой они не являются)? Родители делятся своими наблюдениями друг с другом и с окружением семьи — и вот уже все близкие начинают подмечать признаки той или иной «черты характера».
Как формируются навязанные роли?
Дети — существа, зависимые от взрослых, безгранично доверяющие им. И поэтому родительские ожидания воспринимаются как руководство к действию: «Если папа и мама считают меня таким (подставьте любое прилагательное), я им безоговорочно поверю и начну всем своим поведением подкреплять имеющееся мнение».
Так и формируются навязанные роли. Причем они могут быть не только отрицательными — всем известны такие ярлыки, как «хорошая девочка», «талантливый мальчик», «одаренный ребенок», «мамина радость».
Но и у этих, казалось бы, положительных, ролей есть оборотная сторона — они ограничивают потенциал ребенка, выстраивают рамки для его поведения, мешают спонтанности и креативности, а также открытому выражению переживаний.