«Не переживайте, к 3 годам заговорит, ну к 5 точно!», «Выговорится конечно к школе, куда он денется!»… Такие «поддерживающие» фразы слышат родители от родственников, знакомых и даже врачей. Существует ли такое понятие, как нормы речевого развития, и стоит ли на него ориентироваться?
Развитие речи в норме описывает ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Многолетний опыт позволяет учёным и практикам сделать выводы о том, как должно протекать развитие малыша от рождения до школьного возраста, когда в норме появляются первые слова, речь становится связной и логичной. Опирайтесь на эти данные, чтобы понять, есть ли у ребёнка нарушения и стоит ли обращаться к логопеду, неврологу или другим специалистам.
Речевые нормы — это этапы развития речи малыша. Развитие речи ребёнка начинается не в тот момент, когда он произносит первые слова, а намного раньше, с рождения, с первого крика. От рождения и до 3 лет ребёнку нужно успеть очень многое! Устная речь должна полностью сформироваться к 7 годам — это необходимое условие для успешного начала обучения в школе.
Темп речевого развития зависит от многих факторов и индивидуален для каждого ребёнка, но отставание от норм на 2 месяца и более — повод обратить на это внимание.
Ребёнок до 1 года учится:
- в 0-1 месяц — реагировать на интонацию криком
- в 1-3 месяца — гулить гласными звуками
- в 3-6 месяцев — лепетать слогами (агу-гу, па-па-па)
- в 6-9 месяцев — активно и разнообразно лепетать
- в 9-12 месяцев — говорить первые слова (мама, папа)
- в 1 год — говорить от 2 до 10 слов, указывать пальцем на предмет, понимать слово «нет»
К 1,5 годам ребёнок умеет:
- мотать головой «нет»
- выполнять простые просьбы (например: «Пойди в комнату и принеси мишку».)
- указывать на части тела
- говорить до 100 слов, в том числе лепетных (ляля, бай-бай, ам-ам)
- говорить простыми предложениями: «Мама, дай!»
В 2 года ребёнок умеет:
- выполнять просьбы взрослых, состоящие из двух частей (сходи в кухню и принеси чашку)
- понимать значение предлогов (положи на стол, возьми в коробке)
- понимать обобщающие наименования однородных предметов (любой стул — это стул)
- пользоваться фразой из 2-4 слов: «Мама, пойдем гулять».
К двум годам ребёнок имеет словарный запас из 200-400 слов, в основном обозначающих игровые и бытовые предметы.
В 3 года ребёнок умеет:
- выполнять инструкцию из двух частей. Например: «Сначала вымой руки, потом садись за стол»
- называть свое имя, пол, возраст
- выполнять задания с предлогами. Например: «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку»
- называть цвета и формы предметов
- рассказывать свои впечатления, мысли; понимать несложные сюжетные картинки
- использовать предложения из трёх и более слов, использовать множественное число существительных и глаголов, союзы, предлоги
К трём годам словарный запас малыша состоит из 500 или более слов, в речи появляются сложные звуки: с, з, ц, ль.
К 4 годам ребёнок научится:
- слушать длинные сказки и рассказы
- задавать много вопросов, использовать слова: «кто» и «почему»
- согласовывать название предметов с их признаками (шар какой? — синий, ваза какая? — синяя, перо какое? — синее, брюки какие? — синие)
- называть предметы ласково (чашка — чашечка, кружка — кружечка, яблоко — яблочко)
- согласовывать названия предметов с их количеством (один огурец, одна морковь, одно яблоко, два огурца, пять огурцов)
- употреблять сложные предложения, говорить предложениями из 4-5 слов
В четыре года словарный запас ребёнка состоит из примерно 1500 слов, в речи появляются звуки: ш, ж.
В 5 лет ребёнок умеет:
- называть свой адрес
- пересказывать, пользоваться предложениями из 5-6 слов
- определять право и лево у себя, но не у других
- считать до 10
- понимать назначение предметов, называть, из чего они сделаны, и образовывать от материалов прилагательные (кастрюля из металла — металлическая, стакан из стекла — стеклянный, шарик из резины — резиновый)
- называть профессии, рассказывать, чем занимаются люди разных профессий
- называть слова, противоположные по значению (большой-маленький, твердый-мягкий)
- пользоваться прошедшим, настоящим и будущим временем глаголов ( я пойду, я пришёл, я иду)
- употреблять все предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под)
- управлять голосом: менять интонацию, громкость голоса, выразительность
- выделять звуки в слове: первый, последний
К пяти годам словарный запас ребёнка составляет около 3000 слов, в речи появляются звуки: л, р, рь.
В 6 лет ребёнок умеет:
- произносить правильно все звуки родного языка
- использовать абстрактные и отвлеченные понятия
- пересказывать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма
- рассказывать и пересказывать сказки и рассказы, пытаться выразить свое отношение к рассказу
- самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам (банан, яблоко, груша — фрукты, машина, трамвай, автобус — наземный транспорт)
- различать звуки речи на слух и в произношении
- самостоятельно определять наличие звука в слове, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком, выделять ударный гласный, первый и последний звуки в слове
Словарный запас шестилетнего ребёнка состоит из примерно 4000 слов.
К 7 годам ребёнок ещё научится:
- отвечать на вопросы полным ответом и задавать их
- составлять рассказы о предмете по картине, серии сюжетных картинок
- составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки
- использовать слова с обобщающим значением (овощи, фрукты, ягоды)
- использовать в речи синонимы (смелый — храбрый, смеяться — хохотать, большой — огромный), антонимы (веселый — грустный, сладкий — горький)
Что делать, если заметили, что речь ребёнка может не соответствовать нормам?
Самое главное — отнестись к своему наблюдению с интересом и спокойствием. Мы рассмотрели возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребёнка. Это усреднённые нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них, но это не значит, что развитие вашего ребёнка должно соответствовать всем пунктам по списку.
Ваш малыш неповторим.Он имеет право развиваться в своем темпе.Ваша задача, как родителей — помочь ему двигаться в нужном направлении, и, при необходимости, вовремя оказать ему помощь.